12 шагов к беспроблемной езде

    Здесь описана процедура периодической проверки состояния колёс, цепи и трансмиссии в целом. Частота проверки зависит от стиля катания, требовательности и желания иметь проблемы в путешествиях. Итак, изначально считается, что вел в целом исправен. 

    Особое внимание обратите на положение заднего переключателя: плоскость переключателя должна быть параллельно плоскости вращения колеса. Непараллельность говорит о механической деформации петуха и приводит к нечеткому переключению или невозможности переключения на крайних звездах кассеты. Обычно замена петуха и восстановление геометрии переключателя автоматически ведет к нормализации переключения скоростей.
(фото)

    Убедиться в свободном вращении роликов переключателя и отсутствии люфтов. Если ролики не в порядке - заменить. Пример ушатанного переключателя на видео ниже.

    (видео)    
        Теперь перейдем непосредственно к проверке вела. Сначала надо накачать колеса до рабочего давления. Допустимое давление указано на покрышке (в АТМ и в PSI)

    (фото)
    1. Проверить биение колеса. Допускается биение обода не более 0,5 мм;
    2. Проверить "на звон" одинаково ли натянуты спицы. Они должны быть примерно одинаково натянуты. Если есть перетянутые или свободно качающиеся спицы - это проблема;
    3. Сосок должен торчать ровно (простите);
    4. Перевернуть вел, поставив его на руль и седло. Крутануть переднее колесо. Тормоза не должны цеплять. Колесо должно крутиться без приложения усилий не менее 2-х минут;
    5. Крутануть заднее колесо. Тормоза не должны цеплять. Колесо должно крутиться не менее минуты. Кассета не должна иметь биений. Допускаются колебания кассеты фрихаба не более 0,5 мм;
    6. Цепь должна быть чистой;
    7. Поставить спереди на "2", сзади на "5". Покрутить трансмиссию за педали. Не должно ощущаться каких-либо значимых усилий или подергиваний за 3-4 оборота педалей, когда колесо раскручено;
    8. Осмотреть покрышки. Не должно быть порезов, дыр, торчащих стёкол и других посторонних предметов. Аккуратно провести (прощупать) поверхность покрышки. ОСТОРОЖНО! Если в резине застрянет кусок проволоки или стекла, то можно сильно пораниться. Поэтому первый раз проверку лучше делать визуально, затем в перчатках и только потом голой рукой. Выковырять застрявшие стёкла можно острым пинцетом или большой иглой;
    9. Проверить биения резины покрышки (обод мы уже проверили - считаем, что он идеальный). Биения должны быть несущественными. Сильные биения снижают управляемость вела на высоких скоростях;
    10. Проверить зазоры между колесом и рамой/вилкой. Они должны быть одинаковыми с обоих сторон колеса. Неодинаковые зазоры говорят о неправильно собранном колесе;
    11. Ещё раз раскрутить колесо (сначала переднее, потом заднее). Колесо не должно при вращении издавать никаких странных посторонних звуков, хруста и тресков. Колесо также не должно иметь люфта (допускается еле ощутимый на ощупь люфт в пределах 1 мм);
    12. Эксцентрики почистить керосином или WD-40, осушить бумажной салфеткой и затем смазать. Они должны затягиваться чётко и однозначно.
        Для текущего обслуживания всего вела достаточно одного типа масла для цепи (жирный грязевой Pedros Syn Lube, сухой практически Rohloff, скоростные Pedros Extra Drive и другие синтетические специализированные масла для цепи), но при смене масла на другой тип узлы лучше вымыть от старой смазки, сочетания разных типов масла могут привести к неожиданным эффектам. 

        Керамические подшипники следует смазывать специальными маслами для керамики (например, ______ ).

        Для обслуживания цепи удобно использовать машинку для мойки цепи - она стоит недорого и расход флюида будет небольшой. 

    (фото)

        Чтобы вымыть трансмиссию дочиста можно использовать эко-составы типа Muc-OFF, но старый добрый керосин осветительный всё равно вымоет чище.

        После покатушки по пыли и грязи вел обязательно надо вычистить и затем смазать. Это необходимо сделать потому, что высыхающая грязь вытягивает масло как губка. Если вел потом не смазать вовремя, начнется сухое трение металл о металл, что приведет к быстрому износу.
    На автомойке не следует дуть струёй воды под давлением в узлы с подшипниками, вода оттуда будет уходить очень долго и может вызвать коррозию. Если мыть вел дома в ванной, не используйте теплую, а тем более горячую воду - она растопит и вымоет смазку из защищенных узлов.

        Периодически проверяйте состояние тросиков и рубашек. Рубашку тросика обычно легко снять и почистить от скопившейся грязи. Срок службы тросиков обычно составляет не более 10.000 км, а в некоторых случаях их приходится менять, не дожидаясь конца сезона.
    Comments