В последнее время тема "чем смазать цепь" звучит пугающе часто. Естественно, цепь должна быть чистая. И она должна не тормозить, имея минимальные потери. Поэтому совет Славы Байкера "цепи никогда не мыть" не могу принять - это имеет смысл только для лосей и причем нетяжелых лосей. Я понимаю, что граждане пытаются сэкономить, но в этом случае экономия может быть "наоборот": - убитые буквально за один ПВД цепи; - испачканная и испорченная смазкой одежда; - ускоренный износ кассеты и системы звездочек; - усталость и измотанный нервы На цепи теряется до 10% энергии; это всё равно, что ездить на спущенных колесах. ![]() Фото, приятное для глаз. Завадова Поляна, Адыгея, Кавказ, 770 м н.у.м. Вид на Гуамский хребет, 1100 м н.у.м. Очистка грязной цепиЧем мыть?Поэтому, перед обработкой, цепь надо как следует вымыть (специальной машинкой или по Шелдону Брауну, что вы там себе предпочитаете). Я предпочитаю классическую машинку BARBIERI или PARK TOOL (фото ниже) и 100 мл банального керосина, лучше осветительного - он не воняет. ![]() ![]() ![]() Слева направо: машинка BARBIERI, машинка PARK TOOL В чём мыть?Я, как уже сказал, предпочитаю керосин, при условии гуманной утилизации. Стоит недорого, продаётся везде, отмывает отлично. В крайнем "зелёном" случае - несколько капель MUC OFF концентрата для мойки велосипеда в целом, или, что даже лучше, такого специального очистителя трансмиссии MUC OFF drivertrain cleaner (или аналогичного) и универсальную щетку: ![]() ![]() ![]() Такую щётку и "зеленый" очиститель удобно возить с собой в ПВД, чтобы на стоянках привести свой байк в порядок. А теперь - смазкаСразу стоит оговориться, что все типы смазок приведены только для примера, как первые попавшиеся. Рынок смазок очень динамичный, "завозы бывают часто", поэтому всех флакончиков не перечислить. Постараемся ниже понять суть. Итак, по порядку: Варка цепи в парафинеЭтот варварский, не побоюсь этого слова, способ, наверное, приплыл из глубин вековЪ традиции варки цепи в графитке. Это, друзья, скажу я вам, тот ещё ужас. Мало того, что воняло оно нещадно, так потом цепь было не оттереть, а пачкала она всё, чего касалась.Так вот. Вообще-то не парафин и не стеарин, а воск. Причем и восков (англ. Wax) бывает тоже немало разных, а не только пчелиный. В расплав для варки цепи вообще-то для лучшей проникаемости необходимо добавлять скипидар. И процедуру проводить в хорошо проветриваемом помещении, лучше на открытом воздухе, используя электроплитку или другой источник нагрева, но не открытый огонь! И, тем более, не так, как в ютубе, на газу. И, естественно, на водяной бане. После варки цепи необходимо дать стечь (осторожно, горячая!) и насухо тщательно вытереть от остатков, насколько это возможно. Но это самый нищебродский способ из возможных и с самыми опасными последствиями. Есть вариации: 1) одна проверенная контора по обслуживанию профи-байков также предлагает обработку цепи в составе, похожем на парафин, сохраняя свою рецептуру в тайне. Утверждают, что недостатки побеждены, "байк катит". Но я не пробовал, поэтому ничего не скажу. 2) существуют также парафиновые смазки на летучем растворителе (иногда путают с сухими смазками, так как смысл очень близок). Это воск (парафин) с летучим носителем, в результате будет аналог варки цепи в парафине, но в быту удобнее. ![]() ![]() Фирменная PERDOS Ice Wax и TF2 Dry Wax. Главное - перед нанесением такой смазки качественно очистить цепь. Тут задача как раз в том, чтобы смазка благодаря жидкому носителю проникла внутрь механизма звена, под ролик. Если цепь грязная или забитая старой смазкой - ничего хорошего не выйдет, смазка под ролик не попадёт, ролик будет работать посуху; только цепь испачкается. Смазка сухой смазкойНу вообще-то она не сухая, а тоже жидкая, но носитель потом улетучивается и оставляет сухой рабочий налёт. Как и в предыдущем случае. важно качественно очистить цепь перед нанесением. Если до того обработка производилась этой же смазкой, то есть цепь "подмазывают", то очищать цепь необязательно.![]() ![]() Это шоссейная легкая синтетическая смазка. Пробег на такой смазке - от 50 до 150 км, но дождь и пыль не держит; только сухой чистый асфальт. Вариант с сухой смазкой предпочтительнее для городских ситибайков, фиксов, шоссеров, катания в ПВД в сухую погоду по Минусы этого типа смазок - быстро смываются водой и практически мгновенно исчезают под действием песка и глины. Ну и самый главный минус - не защищает от износа звезды, ролик снаружи практически сухой. Пробег на одной смазке - от 30 до 150 км, не более. Смазка жирной водостойкой смазкой ("смазка маслом")Лучший вариант для весны, осени и грязей. А грязи бывает много. ![]() Игра: "Найди велосипед" Дело в том, что высыхающая глина практически полностью абсорбирует в себя смазку из тех узлов, куда попадает, и потом с этой смазкой и отваливаливается. Выход единственный - использовать водоотталкивающую жирную смазку, чтобы грязь просто не прилипала. Зимой, кстати, просто безальтернативно, иначе соль убъет вел очень быстро. Недостаток - пачкает ноги, оставляет следы на одежде и очень плохо отстирывается! Для предотвращения этого цепь надо тщательно протирать ветошью, максимально убирая смазку снаружи. Примеры: ![]() ![]() ![]() Высокотехнологичных грязевых мазок для велосипеда много. Ориентироваться надо на слова: Cross Country, WET Советы бывалыхQ: Что делать, если с сухой смазкой попал под дождь? A: Пока не высох - доехать по маршруту до финиша, если это не 50 - 90 км. Высох - подмазаться. Q: Что делать, если влез в гОвны? A: Да прям там прокапать жирной водостойкой смазкой. Потом, через несколько часов, когда вел обсохнет, прокапать ещё раз. Это сбережет и силы, и ресурс трансмиссии. Но осторожно, цепь будет пачкаться! Чтобы не пачкалась, протереть тряпкой. Q: А бывает универсальная смазка, чтобы одна на все случаи, пусть хотя бы и с худшими характеристиками? A: Нет. Но если стоит такой выбор, то надо исходить из целесообразности. Если основная цель - езда на работу, то следует выбрать смазку непачкающую: воск или Dry. Если же это многодневный ПВД с элементами приключений, то оптимальным выбором будет "всесезонка" из кросс-кантрийных масел, а излишки масла с грязью можно и ветошью снять, чтобы цепь не очень пачкалась. |